У вас есть вопросы к перевозчику, которые не решаются без вмешательства иных структур? Куда же можно обратиться, если есть претензии к авиакомпании? В каких случаях это будет иметь результат? И, главное, - а как правильно оформить свои жалобы, чтобы получить компенсацию? Потеря багажа, перенос и отмена рейса, овербукинг - в блоге Юнитикет.ру разбираем, как добиться своего, если авиаперевозчик не реагирует на ваши обращения.

Что является поводом для жалобы на авиакомпанию?

пассажир иллюминатор человек девушка снимает на телефон
Если вас не посадили у иллюминатора - это не повод жаловаться

Если вас не посадили у иллюминатора, хотя вы очень хотели, или не разрешили без доплаты провезти багаж, вес которого всего на 0,5 кг превышает норму – это не поводы для претензий к авиакомпании. Точнее, пожаловаться вы можете, но только зря потратите время. Обращаться с жалобами нужно, только если вы уверены в своей правоте.

Сначала самостоятельно изучите вопрос или обратитесь за консультацией к профессионалам, чтобы убедиться, что ваши претензии обоснованы.

Что бы ни случилось, сначала нужно обратиться к представителям авиакомпании, и только получив отказ (желательно, заверенный письменно или в виде электронного письма), стоит идти дальше жаловаться.
Что является поводом:

  • нанесен вред имуществу по вине авиакомпании;
  • причинен моральный ущерб или вред здоровью по вине авиакомпании;
  • нарушены права пассажиров;
  • нарушен обязательный порядок работы перевозчика.

Где узнать о правах пассажиров и обязанностях авиакомпаний? Это указано в авиационных правилах, утвержденных Минтрансом России, например, в «Общих правилах воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требованиях к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» или в «Правилах наземного обслуживания гражданских воздушных судов».

Частые причины для претензий авиапассажиров

багажная лента аэропорт чемоданы разноцветные
Потеря багажа - одна из самых частых причин для претензий

Среди причин для претензий можно выделить наиболее популярные

  • Частичная или полная потеря багажа во время перелета.
  • Непредоставление положенных услуг или некачественное их предоставление.
  • Сотрудники авиакомпании не выполнили свои профессиональные обязанности.
  • Сотрудники перевозчика превысили свои полномочия.
  • Задержка вылета самолета.
  • Отмена рейса.

Во всех этих случаях авиакомпания обязана отреагировать и предоставить компенсацию в том или ином виде. Если этого не произошло, пассажир вправе написать на нее жалобу.

Куда жаловаться на перевозчика

Росавиация
Росавиация регулирует деятельность авиаперевозчиков

Прежде, чем идти дальше, обратитесь к руководству авиакомпании. Контакты обязательно размещены на официальном сайте перевозчика.
Если же руководство отказалось решать проблему или пообещало, но так и не сделало этого, можно направлять претензию в выше стоящие органы.

  • Росавиация.
  • Роспотребнадзор.
  • Общество по защите прав потребителей.
  • Прокуратура.
  • Суд.

Для большего эффекта можно отправить жалобу во все инстанции.

Только учтите, что жаловаться в Прокуратуру или суд нужно, только если авиакомпания нанесла вам серьезный финансовый ущерб, а все остальные способы уладить ситуацию успехом не увенчались.

Как жаловаться

девушка работает за ноутбуком в очках кафе дома
Отправить претензию в некоторые инстанции можно в электронной форме

Способ предъявления претензии вы выбираете самостоятельно, можно просто позвонить по телефону, но если хотите обязательного эффекта – напишите письмо с уведомлением. Учтите, если предпочтете обычное письмо, у вас не будет доказательств, что перевозчик его получил. Для этого и нужно отправлять заказное с уведомлением.
Также в Росавиацию и Общество защиты прав потребителей жалобу вполне можно отправить в электронном варианте. К ней обязательно прикладывают сканы документов, подтверждающие обоснованность вашего обращения. Обязательно прочитайте информацию о требованиях к подаче такого вида жалоб, особенно по размеру и формату файлов и состав документов.

Если на сайте инстанции есть раздел «Обращения граждан», претензию можно оставить там.

Кроме того, если вы считаете ситуацию особо сложной или важной, можно записаться на личный прием к консультанту и вместе с ним оформить пакет документов по жалобе.
Контакты каждой из инстанций, а также адрес, расписание личного приема и схему проезда, вы найдете на официальном сайте. Там же можно запасаться на прием, найти образцы заполнения обращений и формы документов.

Лайфхаки по оформлению обращений

человек пишет документ заявление письмо
Соблюдайте все правила оформления документов

В каждом случае обращение должно отражать свои нюансы, но есть правила, которые обязательны для всех заявлений подобного рода.

  1. Претензию необходимо подписать. Анонимную даже не будут рассматривать. Обязательно укажите свои фамилию, имя и отчество, паспортные данные.
  2. Жалобу высказывайте конкретно и по сути, без эмоциональных и субъективных отступлений. Ни в коем случае не должна присутствовать ненормативная лексика или оскорбления. Текст необходимо структурировать, изложить в логической последовательности и подкрепить доказательствами.
  3. Уточните правильное название организации или подразделение, куда обращаетесь, полное и правильное имя и название должности руководителя — на его имя вы и будете писать обращение.
  4. Приложите все документы и мультимедийные материалы (фото, видео), которые могут подтвердить обоснованность ваших жалоб.
  5. Если вы обращаетесь по поводу нескольких нарушений, пишите обоснование по каждому и отдельно указывайте название и пункт нормативного документа, который фиксирует ситуацию как нарушение.
  6. Внизу обращения ставьте точную дату.
  7. Подпись должна быть четкой и с обязательной расшифровкой.

Все это актуально как для письменного, так и для электронного обращения.