Чем мы дышим в самолете? По этому поводу существует множество мифов. Правда ли, что в течение всего полета пассажиры дышат одним и тем же воздухом? Насколько легко заболеть от соседей по салону? Как включить индивидуальный кондиционер и зачем это делать? Какая температура воздуха в самолете? Рассказываем в блоге Юнитикет.ру, как работает система вентиляции на борту и чем дышат пассажиры.
Содержание:
Зачем в самолете нужен кондиционер

Дома, в отеле и машине мы можем выбирать, нужен нам кондиционер или нет, однако в самолете он необходим – замкнутое пространство с большим количеством людей, где нет возможности открыть окно или выйти прогуляться.
Кондиционеры не только обеспечивают комфортное пребывание на борту, но и снижают риск заражения.
Это вторая важная задача системы кондиционирования в самолете. Тесное душное пространство – идеальная среда для распространения микробов, тем более, что не все пассажиры идеально здоровы.
Также благоприятная температура воздуха помогает легко перенести полет людям с проблемами дыхания и сосудов, сохраняет нормальное состояние кожи и слизистых, т.е. это критически важно для здоровья пассажиров.
Каким воздухом мы дышим в самолете?

Распространена версия, что на борту во время полета нет свежего воздуха. Это абсолютно неверно. В самолете всегда есть свежий воздух, точнее, там мы дышим смесью, которая наполовину состоит из рециркулируемого воздуха борта и свежего, поступившего извне.
Воздушные потоки попадают в салон сквозь компрессор двигателя. Соответственно, температура их составляет около 250 градусов, что не пригодно для дыхания.
Охладить свежий воздух помогают турбохолодильники.
После охлаждения «новый» воздух перемещается в смеситель, там смешивается с рециркулируемым воздухом и в таком виде поток следует в салон к пассажирам.
Как часто обновляется воздух в самолете?
Система кондиционирования постоянно смешивает «новый» воздух с рециркулируемым, поэтому все опасения о том, что в самолете пассажиры дышат на протяжении полета одним и тем же воздухом, беспочвенны.
В салоне воздух обновляется раз в 2-3 минуты.
«Старый» выводится (часть идет на очистку, часть – за пределы самолета), «новый» - заполняет борт. Если вы не знаете, часто это или нет, сравните, что в обычном офисе воздух заменяется раз в 20 минут.
Правда ли, что в салоне самолета очень легко заразиться чужим вирусом?

Это было бы правдой, если бы кондиционеры только охлаждали одни и те же массы воздуха. Но, как мы уже выяснили, это не так.
Но даже если упустить момент с регулярной заменой воздушных масс на новые, достаточно знать, что воздух, который поступает в салон, почти стерилен.
Современные пассажирские авиалайнеры оборудованы специальными хепа-фильтрами, задача которых ликвидировать из воздуха микрочастицы, наночастицы, в том числе, вирусы и бактерии. Всего эта система удаляет до 99, 97% инородных частиц.
Если вспомнить времена коронавируса, эти системы по эффективности сопоставимы с масками FFP2 и FFP3, т.е. высокого класса защиты.
Такие фильтры считаются самыми продуктивными для очистки воздуха, именно они используются также в операционных. Поэтому в чистоте воздуха в самолете у вас не должно быть никаких сомнений.
Ну и чтобы совсем рассеять волнения, разберем, как движется воздух непосредственно в салоне. Когда кто-то впереди или сзади вашего кресла постоянно кашляет, возникают опасения, что заражения не избежать. Оснований для них нет.
При включенном индивидуальном кондиционере воздух в салоне движется сверху вниз, поэтому вероятность перемещения вирусов с потоками воздуха с одного ряда кресел на другой мала.
Этот же принцип помогает избежать сквозняков, что тоже могло бы увеличить вероятность заболеть.
Внизу воздух выводится с помощью клапана, а дальше, как мы помним, часть отправляется на очистку, а часть – за пределы лайнера. Таким образом, предприняты все меры, чтобы сберечь здоровье пассажиров.
Как включить кондиционер в самолете

Пассажир может самостоятельно включить индивидуальный кондиционер. Пульт управления расположен над креслом. Это небольшая шайба или труба на панели сверху, где расположены и указатели по пристегиванию ремней безопасности, до которой вы легко можете дотянуться рукой. Они находятся рядом и каждая соответствует креслу, расположенному также. Направление потока можно менять, наклоняя «шайбу», а также уменьшать его (закручивая) или увеличивать (откручивая).
Если боитесь замерзнуть, учтите, что кондиционер может работать как на охлаждение, так и на обогрев.
Авиакомпании преимущественно поддерживают в салоне температурный режим около + 20 С – наиболее благоприятный для организма человека. В багажном отделении эти показатели чуть меньше, так как там часто перевозят продукты питания и лекарства. Обычно чемоданы едут при температуре +10…+15С.
Желательно оставлять кондиционер включенным во время всего полета. Так вы создадите воздушный барьер для вирусов и комфортные условия для организма – кроме всего прочего, в прохладе меньше укачивает. Если становится холодно, лучше теплее одеться, но оставить кондиционер.