Обстоятельства иногда меняют наши планы. Так, порой долгожданное путешествие внезапно отменяется, и возникает вопрос: как вернуть деньги за авиабилет? От чего зависят условия возврата и реально ли вернуть деньги за невозвратный авиабилет? Какие документы нужны при вынужденном возврате и как долго ждать поступления денежных средств? Обо всем этом — в блоге Юнитикет.ру.

Когда можно сдать авиабилет?

Если возникла необходимость вернуть авиабилет, то чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Критичный момент — сутки до вылета, в некоторых авиакомпаниях — 48 часов. После этого могут возникнуть проблемы в виде крупных штрафов. Как только регистрация на рейс завершена, все билеты становятся невозвратными.

Авиабилеты
Сдавать билеты нужно как можно раньше

 

Можно ли вернуть за авиабилет деньги?

На условия возмещения денежных средств, в первую очередь, влияет тариф, во вторую — время, оставшееся до вылета.

При любом тарифе удерживаются сервисные сборы. Кроме того, возврат авиабилета предполагает дополнительный сбор, его размер можно узнать у представителя авиакомпании.

Все вопросы по возврату авиабилетов нужно решать с той организацией, где его приобретали. Если это непосредственно авиакомпания — в ее представителями, если посредник — с ним.
Если вы приобретали авиабилеты через интернет, их можно оперативно вернуть в личном кабинете. Также можно отправить заявку на возврат на электронную почту перевозчика. В этих случаях также возможно взимание штрафов.

Авиабилеты на ноутбуке
Сдать билеты можно с помощью интернета

 

Все условия по возврату

Принципиальный момент в возмещении средств за билет — выбранный тариф — возвратный или нет. Этот факт обязательно нужно уточнить сразу.
Если вы имеете дело с иностранной авиакомпанией, и все условия прописаны на английском языке, вот заветные слова, на которые нужно обратить внимание:

  • refundable – возвратный;
  • non-refundable — невозвратный;
  • not permitted — невозвратный.
Читать:  Курорты Кавказских Минеральных Вод: лечимся, отдыхаем, путешествуем
Авиабилет
Этот билет невозвратный, о чем свидетельствует отметка non-refundable

 

Возвратные авиабилеты

Даже если при приобретении авиабилета вы выбрали возвратный тариф, чтобы его сдать, возможно, придется заплатить штраф. Чем ближе время вылета — тем больше размер штрафа. Чтобы сразу знать все последствия, при покупке обязательно ознакомьтесь с условиями тарифа, даже если они напечатаны очень мелким шрифтом. Обычно условия возврата прописаны в отдельном разделе.
Если авиабилет приобретен, необходимая вам информация указана в маршрутной квитанции.
Прежде, чем сдать авиабилет, посчитайте, какую сумму вы получите с учетом сборов и штрафов. Возможно, она получится совсем символической.
Учтите, что если вы собираетесь вернуть только обратный билет, то получите обратно значительно меньше половины стоимости пакета билетов «туда-обратно».

Невозвратные билеты

Как правило, невозвратные билеты стоят дешевле тех, которые можно сдать. О том, что тариф невозвратный, обязательно есть предупреждение. Но и в этом случае бывают варианты. Например, сдать нельзя, однако за дополнительную плату можно скорректировать направление перелета или дату.
Если предполагается добровольный возврат (просто поменялись обстоятельства) при невозвратном тарифе авиакомпания может вернуть только часть налогов. При форс-мажоре вступает в силу опция вынужденного возврата билета, которая поможет получить почти всю сумму.

Тарифы Аэрофлота
В этой таблице видно, в каких тарифах Аэрофлота нельзя вернуть билеты, а каких можно, но только за деньги

 

Что означает вынужденный возврат билета?

Если клиент сдает авиабилет по причинам, на которые он не может повлиять, такой возврат называется вынужденным.
К ним относятся:

  • отмена рейса;
  • приведшее к госпитализации заболевание (подтверждение — документы из больницы, свидетельствующие о госпитализации);
  • визовый отказ (подтверждение — копия именного документа с отказом или страницы загранпаспорта с отметкой об отказе);
  • смерть близкого родственника (подтверждение — документы, свидетельствующие о родстве и справка о смерти);
  • задержка отправки самолета (время задержки, позволяющее осуществить возврат, устанавливается авиакомпанией).
Читать:  Если в авиабилете ошибка

Также вернуть деньги можно, если был приобретен единый авиабилет с пересадкой, а перевозчик не в состоянии обеспечить стыковку рейсов.

Авиабилеты
При уважительной причине даже за невозвратные билеты можно получить деньги обратно

 

Чтобы проблем с возвратом денег не возникло, желательно сообщить о подобных форс-мажорах за сутки до окончания регистрации. В любом случае, каждое подобное заявление рассматривается индивидуально. Возврат осуществляется, когда представители авиакомпании проверят все документы и признают его вынужденным.

Сроки рассмотрения вынужденных случаев не лимитированы. Решение могут озвучить через несколько недель, в редких случаях время ожидания измеряется месяцами.

Если возврат признан вынужденным, пассажир получает обратно всю сумму, кроме сервисных сборов.

Как происходит возврат денег

Денежные средства в течение 30 календарных дней поступают на банковскую карту, с помощью которой был оплачен авиабилет. Точное время зависит от банка, к которому относится карта пассажира.
Если оплата происходила через терминал или кассу, деньги поступят на карточку, номер которой будет указан в заявлении. Если такой вариант для вас не подходит, то выплата будет произведена наличными.

Что делать, если вы не согласны с решением по возврату

Если вас не устраивает решение авиакомпании по сумме возврата или другим сопутствующим моментам, сначала внимательно перечитайте всю информацию по тарифу и убедитесь, что у вас есть основания для возражений кроме собственных эмоций.
После этого еще раз четко изложите свою позицию, используя в качестве доводов условия тарифа и (при необходимости) собственные документы.

Не бойтесь привлекать законодательную базу. Если возврат добровольный, ссылайтесь на Воздушный кодекс, ст. 108, если вынужденный — на Федеральные авиационные правила, п. 227.

 

Авиабилеты на ноутбуке
Права на возврат билетов закреплены законодательно

 

Если переговоры с авиакомпанией не привели к желаемому результату, отправляйте жалобу в Росавиацию. Одновременно с этим можно обратиться в суд.
Найти общий язык в европейскими авиаперевозчиками поможет Регламент ЕС № 261/2004.